Малхазов А.Р.
доктор психологических наук, проф. кафедры авиационной психологии (НАУ)
Харченко В. П.
доктор технических наук, проф. проректор по научной работе Национального авиационного университета НАУ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОТБОРА КАДРОВ ДИК 01.0

Существующая в Украине система профотбора при решении кадровых проблем, вообще, и профотбора индивидов в системе "человек - техника — социально-психологическая среда" (ЧТС), в частности, настоятельно требует пересмотра методологических, парадигмальных, методических и организационных подходов. Анализ работ [1,2,3,4, 5, 6,7, 8, 9 и др.] посвященных этой проблеме позволил установить, что при исследовании процессов в системе "субъект - объект", смещаются акценты, с вектора "человек - техника" в многомерное пространство "ЧТС". Это означает, что сначала изучается физическая среда, в которой функционирует оператор, затем психофизиологическая, социальная и социально-психологическая. С этих позиций и предлагается проводить разработку методологии использования специальных психофизиологических технологий, методов и методик доля проведе- операторов, ния профессионального отбора кадров.


Ключевыми в решении указанной проблемы являются несколько направлений:
- создание профессиограм, психограмм операторов;
- создание правовой базы;
- определение психологического и психофизиологического содержания профессиональных задач, решаемых операторами;
- разработка современных приборов, методов и методик для проведения специальных психофизиологических исследований.

Существующие сегодня в мировой практике способы диагностики в системе профотбора не соответствуют современным требованиям надежности. Доля человеческого фактора в причинах авиакатастроф и других техногенных происшествий постоянно возрастает. Дефицит времени для принятия креативных решений возрастает в геометрической прогрессии, а методы профотбора базируются на устаревших методологических подходах и способах регистрации психофизиологических параметров. Отсутствие надежной диагностической аппаратуры не позволяет обеспечить качественный профотбор в системе "ЧТС" и осуществлять психологическое обеспечение деятельности. Традиционные методы психологической и психофизиологической диагностики, используемые соответствующими службами в профотборе, не отвечают современным требованиям достаточности и полноты научно-методического и материально-технического обеспечения. Мероприятия по усовершенствованию качества профотбора носят фрагментарно-ведомственный характер, а профотбор, как правило, проводят не психологи, а врачи (в основном психиатры) с использованием методик, валидных для клинической практики.

Следовательно, назрела насущная необходимость в четком разграничении функциональных обязанностей медицинской и психологической служб. Традиционно сложилось так, что психологическая служба входит в состав медицинской, и они вместе осуществляют профотбор. При таком подходе медицинские работники не понимают психологов, а последние медицинских работников. Это происходит потому, что у работников медицинской и психологической службы разные мето¬дологические подходы, задачи, материально-техническая база, стимульный материал, под¬ходы к интерпретации полученных данных и т.п. Отметим, что главной задачей медицинской службы на первом этапе профотбора является четкое разграничение контингента на "здоровых" и "больных". В дальнейшем, медицинская служба занимается текущим профосмотром, профилактикой заболеваний, санаторно-курортным лечением и т.п.

Психологическая служба, исходя из уже действующих, или созданных соответствующими научными учреждениями профессиограмм, психограмм, тестов, аппаратного обеспечения, стимульного материала и т.п. проводит комплекс мероприятий относительно психологического обеспечения соответствующего качества деятельности в системе "ЧТС". Составляющими психологического обеспечения в системе "ЧТС" являются: - разработка методологии проведения про-фориентационной работы и профотбора;
- психологическое сопровождение служебной деятельности;
- методы и методики диагностирования личности, экипажа, операторской смены и т.п.;
- выявление групп риска, профессиональной деформации личности на ранних стадиях;
- коррекционная и профилактическая работа с персоналом.

Итак, психологическая служба работает исключительно со "здоровым" контингентом и не занимается лечением, а внедрение в процедуру профессионального отбора современных специальных психофизиологических технологий значительно повышает эффективность ее работы. Следует указать и на отсутствие планомерной профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по проведению профотбора. Также отсутствуют научно-исследовательские центры, осуществляющие не только разработку и внедрение в практику новейших приборов и комплексов,

но и подготовку, и переподготовку соот¬ветствующих специалистов. Фактически от¬сутствует планомерная система накаплива¬ния банков данных, на основе анализа кото¬рых профессионально, на надлежащем науч¬ном уровне осуществлялась бы рестандарти-зация существующих, разработка и стандар¬тизация новых тестов и "тестовых батарей", написание и издание соответствующих мето¬дических пособий, учебной и справочной ли¬тературы и т.п. Все это свидетельствует о не¬обходимости разработки соответствующей за¬конодательной базы, принятии организаци¬онных решений, которые позволят качествен¬но изменить и существенным образом усовер¬шенствовать систему профотбора в Украине.

В отличие от существующих систем орга¬низации и проведения профотбора Казенное Предприятие "Центральное конструкторское бюро "Арсенал" (КП "ЦКБ "Арсенал") совместно с Национальным авиационным университетом (НАУ) разработали многоканаль¬ный компьютерный диагностический иссле¬довательский комплекс для профессиональ¬ного отбора кадров ДИК-01.0. Аналогов в мировой практике не существует.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Комплекс используется для решения задач, связанных с проведением качественного профессионального отбора кадров и позволяет диагностировать:
- психофизиологические, нейродинамические, индивидуально-типологические и личностные характеристики испытуемых в трех режимах диагностики: экспресс — 20-30 мин.; поточной — 2-3 час; углубленной — до 8 час;
- индивидуальные показатели максимально допустимой и оптимальной величин нагрузки и отдыха (психофизиологическая цена работы), наиболее вероятностные зоны появления ошибок при выполнении задания, индивидуальный уровень (потенциал) двигательной одаренности, степень сформированности сложного навыка в целом и отдельных его элементов;
- особенности мотивации поступления че¬ловека на работу, его отношение к нарко¬тикам и алкоголю, осуществлять проверку анкетных данных, выявлять наличие связи с криминалом и др.;
- степень овладения индивидом умения контролировать и управлять эмоциональны¬ми состояниями в неблагоприятных условиях.
2. С помощью комплекса может осуществляться обучение операторов, а также БОС (биологическая обратная связь) обучение, направленное на овладение умениями управлять и контролировать неблагоприятные эмоциональные состояния.
3. Перечень параметров, диагностируемых с помощью комплекса, позволяет произвести качественный спецотбор исполнителей для работы в особых условиях (летный состав, авиадиспетчеры, водители и т.д.).
4. Выявленные с помощью комплекса закономерности деятельности функциональных систем позволяют создать принципиально новые подходы к конструированию тренажеров, систем, управляемых человеком в дефиците времени. 5. Разрешающая способность регистрирующих устройств комплекса позволяет осуществлять с его помощью научный поиск в психофизиологии, психологии, психогигиене, медицине, спорте и др.

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСА


В комплексе, аналогов которому в мировой практике не существует, реализованы следующие возможности:
- регистрации психофизиологических, индивидуально-типологических и личностных характеристик человека, степени проявления эмоционального напряжения при реагировании на значимый для него стимульный материал;
- обработки и анализа полученных результатов с помощью авторских программных средств и методов математической статистики;
- получения необходимой и достаточной
информации для заключения о профессиональной пригодности, особенностях функционального состояния и готовности испытуемого эффективно выполнить возложенные на него задачи, а также проведения психоконсультационной и психокоррекционной работы и др.;
- сохранения полученной информации в базе данных с целью уточнения существующих стандартов и разработки новых методик качественного осуществления психологичес¬кого обеспечения деятельности.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

- регистрация латентного времени простой зрительно-моторной реакции напряжения и расслабления, сложной реакции выбора и переделки знака, точности воспроизведения интервала времени, реакции на движущийся объект, теппингтеста (модификация Малха-зова А.Р.) обеспечивается использованием пя¬ти специальных кнопок, которые позволяют регистрировать начало и окончание движения пальца руки с высокой точностью;
- регистрация критической частоты мелькания производится в условиях изменении частоты появления вспышек светодиода, на¬блюдаемых испытуемым;
- регистрация кожно-гальванической реакции осуществляется двумя специальными датчиками, крепящи¬мися к фалангам указа¬тельного и среднего пальцев руки испытуемого, а регистрация голосовых сообщений (ответы испытуемого на вопросы эксперта) — с использованием микрофона, закрепленного на шее испытуемого;

- приборы комплекса подключаются к вхо¬ду "USB" ПЭВМ при помощи IRDA интер¬фейса, который обеспечивает инфракрасный канал обмена данными с ПЭВМ;
- программное обеспечение ПЭВМ по¬ставляется на CD-R диске с защитой от несанкционированного использования;
- в комплексе реализован режим встроен¬ного контроля по команде оператора;
- время непрерывной работы комплекса 16 час;
- масса составных частей комплекса (без ПЭВМ и мониторов): РПФС-01.0 - 5,75 кг, модифицированный "Вектор 02.0" — 5кг;
- мощность, потребляемая от промышленной сети - 220В 50Гц не более 18ВА (каждым изделием);
- срок эксплуатации комплекса — 10 лет;
- комплекс отвечает требованиям по электробезопасности в соответствии с ГОСТ 2.2.025-76 класс 2 тип В;
Как уже отмечалось выше, диагностический исследовательский комплекс для проведения профессионального отбора кадров ДИК 01.0.

дисплеев (на одном отображается информация для респондента, на другом — срочная информация в виде математических расчетов и графиков для эксперта, который контролирует ход и качество выполнения респондентом тестового задания). На дисплее респондента имеется фотодатчик, регистрирующий время задержки развертывания информации.
В состав ДИК 01.0. входят также блоки:
- регистрации латентных времен зрительно-моторных реакций и показаний теппинг-теста;
- регистрации точности воспроизведения заданных временных отрезков;
- показателей реакции респондента на движущийся объект (в трех режимах);
- фиксации критической частоты мельканий (в двух режимах);
- регистрации кожно-гальванической реакции синхронно с регистрацией голосовых сообщений (ответов респондента на вопросы эксперта). На рис. 1,2,3,4,5,6,7,8 приводятся примеры отображения срочной информации на дисплее эксперта.
Выводы

1. Многоканальный компьютерный диагностический исследовательский комплекс для профессионального отбора кадров ДИК-01.0. разработан на принципиально новой методологической и материально-технической базе. Комплекс используется для решения задач, связанных с психофизиологическим обеспечением успешной деятельности в системе "человек-техника — социально-психологическая среда" и работает в режиме экспресс диагностики (20-30 мин.); текущего контроля (2-3 время.); углубленной диагностики — до 8 часов;
2. В комплексе, аналогов которому в мировой практике не существует, реализованы следующие возможности:
- регистрация психофизиологических, индивидуально-типологических и личностных характе¬ристик человека;
- регистрация степени проявления эмоционального напряжения при реагировании на значимый для респондента стимульный материал;
- обработка и анализ полученных результатов с помощью авторских программных средств и методов математической статистики;
- получение необходимой и достаточной информации для формулирования заключения о профессиональной пригодности, особенностях функционального состояния и готовности испытуемого эффективно выполнить возложенные на него задачи;
- построение и контроль психоконсультационной и психокоррекционной работы и др.;
- сохранение полученной информации в базе данных с целью уточнения существующих стандартов и разработки новых методик;
- качественного осуществления психологического обеспечения деятельности.
3. С помощью комплекса может осуществляться обучение операторов, а также проводить БОС (биологическая обратная связь) обучение, направленное на овладение умениями управлять и контролировать неблагоприятные эмоциональные состояния.
4. Перечень параметров, диагностируемых с помощью комплекса, позволяет произвести качественный специальный отбор исполнителей для работы в особых условиях.
5. Выявленные с помощью комплекса закономерности деятельности функциональных систем позволяют создать принципиально новые подходы к конструированию тренажеров, систем, управляемых человеком в дефиците времени.
6. Разрешающая способность регистрирующих устройств комплекса позволяет осуществлять научный поиск в психофизиологии, психологии, психогигиене, медицине, спорте и др.
Национальный авиационный университет совместно с "КП "ЦКБ Арсенал" мо¬жет осуществлять обучение экспертов для работы на комплексе ДИК-01.0.
В перспективе предполагается разработ¬ка и выпуск в серийное производство многока¬нального группового (на 8, 16, 24, 32 посадоч¬ных места) автономного и стационарного компьютерных комплексов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабак В.П., Харченко В.П., Максимов В.О. та ін. Безпека авіації/ За ред. В.П.Баба-ка. - К.Техніка, 2004. - 584 с.
2. Кокун О.М. Оптимізація адаптаційних можливостей людини: психофізіологічний аспект забезпечення діяльності: Монографія. - К.: Міленіум, 2004. - 265 с.
3. Макаренко Н.В. Теоретические основы и методики профессионального психофизиоло гического отбора военных специалистов /НИМ проблем военной медицины Украинской военно-медицинской академии. - К., 1996. - 336 с.
4. Малхазов О.Р. Психологія та психофізіологія управління руховою діяльністю. - К.: Євролінія, 2002. - 320 с.
5. Малхазов О.Р., Кокун О.М. Професійний відбір та впровадження новітніх технічних засобів у роботі з персоналом //Соціальна психологія. - 2005. - №4 (12). - С. 84 -90.
6. Malkhazov A., Cherednichenko Yu. The realization specialties of computer technologies in psychophysiological researches in aviation / Proceedings of the Second World Congress " Aviation in the XX - st century" "Safety in aviation". - Kyiv, NAU. - 2005. P. 6.43 - 6.47.
7. Крушельницька Я.В. Фізіологія і психологія праці: Підручник. - К.: КНЕУ, 2003. - 367 с.
8. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 479 с.
9. Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации Российской федерации (Вводится в действие с 01.01.2001. Части 1-5.). - Москва.: Министерство транспорта Российской федерации, Государственная служба гражданской авиации, 2001 - 280 с в