YetAnotherForum
Ласкаво просимо, Гість Пошук | Вхід

АВТОМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕКИ ВУЗа Опції
Іванкевич Олексій Вікторович
#1 Залишено : 2 июня 2011 г. 17:29:52
Ранг: Адміністратор


Групи: Administrators, Registered

Повідомлень: 359
Балів: 1 184
Звідки: НТБ НАУ
УДК 681.31.002+681.3.016+02


Е.В. Малахов, канд. техн наук, доц.,
Н.И. Билоненко, канд. техн наук,
В.Н. Кулешов, инженер,
Д.А. Жадан, инженер
АВТОМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕКИ ВУЗа

Розглянуто проблеми розробки підсистем автоматизованої бібліотечної системи та способи їх вирішення. Приведено шляхи розвитку бібліотечної системи університету, її взаємодії з системами адміністративного керування та подальшої інтеграції з бібліотеками міста.

E.V. Malakhov, N.I. Bilonenko, V.N. Kuleshov, D.A. Zhadan. The university library automation. Problems of disigning the subsystems of the automated library system, as well the ways of their soloing, are considered in the paper. The university library system development ways, its interaction with university administration control systems and further integration roith city libraries are shoron.


На Украине и за рубежом в последние годы значительно возросло количество библиотек, осуществляющих электронную обработку документов или планирующих её внедрение.

В настоящее время рядом библиотек используются автоматизированные библиотечные системы (АБС), основанные на иерархической СУБД CDS/ISIS [1], разработанной специально для автоматизации библиотечных процессов, но не поддерживающей технологию "клиент ? сервер", т.е. в ней не предусмотрена возможность получения информации из базы данных удаленным пользователям. Необходимо специально создавать сервер приложений, обеспечивающий такое взаимодействие. Данный механизм реализован в библиотеке университета Штутгарта [2], где на LINUX-сервере запущена специальная программа, которая принимает запросы и пересылает библиографическую информацию пользователям. Кроме того, иерархическая СУБД менее приспособлена к созданию бизнес-логики процессов учёта и заказа поступающей литературы, заказов читателей на выдачу литературы и т.д. Аналогичный подход использовался в Херсонской областной научной библиотеке им. Горького (ХОНБ) при разработке АБС, которая предоставляет доступ к электронному каталогу в локальной сети и автоматизирует многие библиотечные процессы. Эта система основана на СУБД FoxPro и Btrieve и также не предусматривает доступ к ресурсам извне библиотеки. Научно-техническая библиотека (НТБ) Одесского политехнического университета (ОПУ) по технологическим процессам обработки литературы и обслуживания читателей в значительной степени отличается от специфики библиотек типа ХОНБ.

Ряд зарубежных и отечественных библиотек используют систему MARC ? информационно-поисковую библиотечную систему, в которой вообще не предусмотрена автоматизация внутрибиблиотечных процессов [3].

Все отмеченные недостатки позволяют сделать вывод о необходимости создания АБС ВУЗа с сервисом, включающим:

- автоматизацию библиотечных процессов по комплектованию и учету фондов, учету и обслуживанию читателей с целью снижения трудоемкости этих операций;
- автоматизацию поиска и заказа читателями литературы из фонда библиотеки с целью сокращения затрат времени на данные операции;
- формирование фонда компьютерных изданий (ФКИ) ОПУ или фонда литературы на компьютерных носителях, в первую очередь, научных и методических разработок ОПУ;
- обеспечение доступа читателей к источникам вне НТБ ОПУ - украинским и зарубежным библиотекам посредством сети Internet;
- обеспечение удаленного доступа к ФКИ и каталогу НТБ ОПУ;
- формирование библиотеки учебных и обучающих систем, обеспечение удаленного доступа к ним.

Разработка АБС предполагает определение подсистем, входящих в них объектов и построение моделей, фиксирующих связи между ними и их взаимодействие, с целью дальнейшей реализации. Выделение подсистем АБС проводится на основании объектных ролей пользователей, рамки и назначение подсистем определяются, в первую очередь, функциями отделов НТБ и её сотрудников (в дальнейшем - сотрудники), а также читателями (далее - пользователи АБС) и их действиями.

Предлагается следующая модель взаимодействия подсистем АБС (см. рисунок) с указанием сообщений, посредством которых происходит их взаимодействие: R1 - Поступление литературы, R2 - Согласовать идентификаторы католожных карточек, R3 - Найти литературу, R4 - Получить найденную литературу, R5 - Списать литературу, R6 -Новый читатель зарегистрирован, R7 - Произвести заказ литературы, R8 - Читатель является должником, R9 - Обслужить читателя, R10 - Читатель вернул литературу.


Модель взаимодействия подсистем АБС

Необходимость использования архитектуры "клиент - сервер" для организации АБС ОПУ обусловлена размещением подсистем по отделам, обеспечением удалённого доступа к каталогу, высокой интенсивностью запросов на поиск информации и требует применения объектно-ориентированного подхода и организации сервера БД. Создана система большой сложности с увеличенной скоростью реакции, высокой надёжностью и используемостью программного кода, сравнительно низким объёмом трудозатрат на её разработку.

Автоматизация библиотеки невозможна без электронного каталога, создание которого является первым этапом построения АБС. Электронный каталог и связанные с ним компоненты сервера БД должны обеспечить:

- возможность хранения любого библиографического описания;
- конвертирование из внутреннего формата в UniMARC или в любой другой xMARC формат и наоборот;
- реализацию быстрого поиска библиографического описания;
- доступ удалённым пользователям;
- автоматическое создание поисковых таблиц;
- печатание каталожных карточек в любом удобном виде;
- возможность выполнения cистематизации ? присвоение каждой книге индекса систематического каталога и авторского знака, для чего используются таблицы классификации ББК и УДК.

Параллельно с электронным каталогом создаётся подсистема регистрации читателей, позволяющая автоматизировать процесс оформления читательских билетов и формуляров, а также формировать статистические данные о читателях библиотеки.

Следующим этапом является создание и внедрение подсистемы комплектования и учета для решения задач формирования заказов на приобретение литературы, учета поступающей литературы, суммарного учета имеющейся литературы, подписки на периодические издания и внесения соответствующих записей в электронный каталог.

В библиотеке, кроме вновь поступившей литературы, существует и ретроспективная. Проблема ввода существующего каталога в базу данных решается путём:

- приобретения электронного каталога, который может не содержать библиографического описания данной библиотеки, либо, наоборот, включать значительный объем избыточной информации;
- ввода с клавиатуры посредством специальной подсистемы, что потребует больших трудовых либо временных затрат - ввод 250 тысяч наименований литературных источников НТБ ОГПУ через 10 терминалов потребует около 3 лет;
- сканирования библиографических карточек и автоматического перевода их из графического в формат электронного каталога, при этом возникают технические проблемы удаления шумов сканирования и перевода из графического изображения в текст и необходимость перевода библиографического описания [4] в собственный формат хранения, но скорость ввода каталога увеличивается.

Следующим этапом будет решение задачи взаимодействия с читателями и создание подсистемы заказа литературы. При этом, система должна предоставлять возможность работы как в локальной сети, так и через глобальную сеть Internet. В полностью автоматизированной системе читатели могут получать информацию о существовании какого-либо документа в библиотеке, заказывать этот документ, и, если документ имеет электронную копию, получить её.

В настоящее время созданы и проходят апробацию электронный каталог, подсистемы комплектования и учета литературы, ввода существующего каталога посредством сканирования каталожных карточек, регистрации читателей.

Из существующих серверных СУБД выбран Oracle Workgroup Server v. 7.3, предоставляющий наиболее удобный язык PL/SQL, который выполняется на сервере. Запросы к серверу оформляются в виде пакетов, что увеличивает скорость взаимодействия. Кроме того, Oracle содержит встроенные средства WEB доступа к базе данных, что позволяет использовать Inranet/Internet технологии.

Для определения дальнейших этапов развития системы необходимо отметить следующее. Любая АБС должна обеспечивать наиболее простое, с точки зрения сотрудника НТБ, управление библиотечными ресурсами, а также получение реального состояния объектов библиотеки, таких как отдел, читальный зал, хранилище, а также книги, периодические издания.

Для решения этих задач сотрудники библиотеки должны получить в свое распоряжение функционально полный набор средств, соответствующий конкретной должности конкретного подразделения библиотеки. В частности, для обеспечения достоверности результатов операции выдачи книги читателю необходимо обеспечить однозначную идентификацию и аутентификацию каждого объекта "книга" и, соответственно, каждого объекта "читатель". Упростить и автоматизировать выполнение данной задачи можно путем использования помехоустойчивых магнитных кодов либо штрих-кодов на каждой книге и читательском билете и применения соответствующего сканирующего оборудования для упрощения процессов ввода этой информации, подтверждения подлинности операций перемещения физических объектов либо изменения свойств объектов библиотечной системы. Подобное решение, кроме обеспечения достоверности информации об объектах, значительно уменьшит продолжительность технологических цепочек обработки книги и повысит эффективность использования читателем библиотечного фонда.

Для уменьшения затрат времени читателя на поиск необходимых материалов планируется интеграция библиотечных систем города и региона в АБС, в рамках которой будет осуществляться обмен информацией о наличии изданий в разных библиотеках. Предполагается, что в случае отсутствия в НТБ ОПУ требуемого издания возможен с помощью электронного межбиблиотечного каталога заказ интересующих материалов по межбиблиотечному абонементу. Обмен электронными данными с библиотеками Украины целесообразно производить в формате ДСТУ 3578-97, а с международными библиотеками в формате UniMARC по протоколу Z39.50. Подобная идеология используется в проекте "RUSLANet" разрабатываемом в Санкт-Петербургском политехническом университете [5].

При поступлении нового издания в фонд какой-либо библиотеки АБС генерирует оповещающий пакет, содержащий библиографическое описание издания. Этот пакет АБС рассылает во все НТБ, которые в случае отсутствия такого издания в собственном фонде пополняют электронный каталог ссылкой на это издание в другой библиотеке. Решение этой задачи потребует внедрения АБС, имеющих унифицированный внешний интерфейс во всех НТБ, либо установки шлюзов в уже существующих системах и развития сети коммуникаций между библиотеками региона.

Для создания единого информационного пространства университета [6] необходимо обеспечить взаимодействие АБС с системами административно-организационного управления, в частности, с системами отдела кадров, бухгалтерии и деканатов. Это позволит упростить работу библиотекарей с читателями, пропустившими срок возврата книги, упростить процедуру подписи обходных листов, а также обеспечить автоматическую регистрацию новых сотрудников университета и вновь поступивших студентов.



Литература

1. http://www.unesco.org/ch...icro-cds-isis/doc.html.

2. http://machno.hbi-stuttg...e/~sf/isisartikel.html.

3. http://www.computac.com/marcsys/marcsys.htm.

4. ГОСТ 7.1-84. Система стандартов по информации и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

5. http://www.ruslan.ru:8001/rus/.

6. Г.Н. Востров, Е.В. Малахов, К.С. Синявский. Проект единого информационного пространства Одесского государственного политехнического университета // Труды Одес. политехн. ун-та. - Одесса, 1996. - Вып. 2. - С. 24 - 29.



Copyright © 1998-1999 Odessa State Polytechnic University. All Rights Reserved.

Користувачі, які переглядають цю тему
Guest (2)
Швидкий перехід  
Ви не можете створювати нові теми в цьому форумі.
Ви не можете відповідати в цьому форумі.
Ви не можете видаляти Ваші повідомлення в цьому форумі.
Ви не можете редагувати Ваші повідомлення в цьому форумі.
Ви не можете створювати опитування в цьому форумі.
Ви не можете голосувати в цьому форумі.

YAFPro Theme Created by Jaben Cargman (Tiny Gecko)
Русская поддержка YAF
Форум YAF | YAF © 2003-2009, Yet Another Forum.NET